На станциях с кодовой централизацией действия дежурного по станции при задании маршрута при кодовом управлении не отличаются от его действий при прямом управлении маршрутной централизацией, а индикация на табло для районов, находящихся на кодовом управлении, аналогична индикации маршрутной централизации. В дополнение к указанной индикации на табло фиксируется прохождение сигналов ТУ и ТС, на пульте устанавливают кнопку ВК (вызов сигнала ТС) и предусматривается переход на резервное управление.
Пульт резервного управления станционной кодовой централизации аналогичен пульту-табло маршрутной релейной централизации. Для перехода на резервное управление на манипуляторе нажимают кнопку резервного управления. На выносном табло начинает мигать красная лампа, а на пульте резервного управления — зеленая. Кроме этого, возможен переход на резервное управление без участия кодовых устройств нажатием специальной кнопки на пульте резервного управления, при этом лампочки на табло и пульте резервного управления горят непрерывно. Отмена резервного управления осуществляется вытягиванием кнопки на пульте резервного управления и на манипуляторе, при этом контрольные лампочки гаснут и схема переходит в состояние кодового управления. Кнопка перехода на резервное управление на манипуляторе нормально должна быть запломбирована.
Аппаратура управления и контроля диспетчерской централизации размещена на центральном диспетчерском посту в здании отделения дороги или в отдельном специальном здании. Необходимо, чтобы на посту диспетчерской централизации были помещения поездных диспетчеров (аппаратные), кодовой аппаратуры, электропитающих устройств, аккумуляторов, устройств связи. Число аппаратных определяют числом диспетчерских кругов, обслуживаемых данным постом.
До 1960 г. на постах диспетчерской централизации устанавливали пульт-табло желобкового типа с маршрутным управлением. В верхней части такого пульта-табло в два яруса размещена свето-схема станций участка, а нижняя часть служит рабочим столом диспетчера. На пульте-табло имеются лампочки, сигнализирующие 6 задании маршрута и его занятости на каждой станции, состоянии прилегающих к станциям перегонов, направлении движения поездов; контролируется открытое состояние входных и выходных светофоров. На пульте-табло предусмотрен ряд дополнительных кнопок: перевода стрелок без открытия сигнала, закрытия сигнала, передачи стрелок на местное управление, вызова станционного работника к аппарату связи, отмены задания, вызова механика, переключения режима табло, снижения напряжения на светофорных лампах.
Вместе с развитием систем диспетчерской централизации совершенствовались и аппараты управления. В настоящее время рабочее место диспетчера состоит из пульта-манипулятора и выносного табло. В пульте-манипуляторе встроены секции связи и поездограф.
Все необходимые действия по заданию маршрутов на станциях диспетчер выполняет с помощью пульта-манипулятора, панель которого условно разделена на зоны. Кнопки выбора станции находятся в нижней зоне, число этих кнопок равно числу станций на участке. В центральной зоне пульта-манипулятора имеются маршрутные кнопки, число которых определяется схемой путей станций на участке. При наличии станций только с поперечной схемой путей предусмотрено три ряда кнопок, а с продольной схемой путей — четыре ряда. Число кнопок в каждом ряду определяют максимальным числом путей наиболее крупной станции данного участка. В правой и левой зонах пульта-манипулятора устанавливают вспомогательные кнопки.
На пульте-манипуляторе маршрут задают по маршрутному принципу. Перед заданием маршрута диспетчер выбирает линейный пункт нажатием соответствующей кнопки в нижней зоне. Правильность выбора линейного пункта контролирует диспетчер по световым ячейкам с названиями линейных пунктов, расположенных над кнопками в нижней зоне пульта-манипулятора. Маршрут задают нажатием кнопок в центральной зоне пульта-манипулятора. После нажатия кнопки, соответствующей началу маршрута, в световой ячейке Задание над маршрутными кнопками загорается белая лампочка и горит до тех пор, пока диспетчер не нажмет кнопку конца маршрута. При необходимости задания маршрута без открытия сигналов нажимается кнопка БС, этой же кнопкой переключается ранее открытый сигнал. Для отмены незаконченного задания маршрута имеется кнопка Отмена.
Вспомогательные кнопки в правой и левой зонах размещены в два ряда (по семь кнопок в каждом ряду), причем кнопки правой зоны относятся к одной горловине станций, а левой — к другой горловине. Вспомогательные кнопки предназначены для управления разъединителями высоковольтной линии, передачи стрелок на местное управление, вызова работников соответствующей горловины станции из помещения дежурного по станции или электромеханика, выдачи разрешения на отправление поезда со станции, находящейся на автономном управлении, вызова передачи сигналов ТС (в системах спорадического действия), подсветки табло и отмены незаконченных действий.
Выносное табло диспетчерской централизации представляет собой светосхему участка, по которой диспетчер осуществляет контроль поездного положения и состояния станционных объектов управления.
На станциях диспетчерского круга контролируется состояние станционных путей и направление движения находящихся на них поездов по местоположению головы поезда, занятость стрелочных изолированных участков, состояние прилегающих перегонов. При задании маршрута диспетчером с момента нажатия маршрутных кнопок до получения контроля о задании маршрута белым мигающим светом горят крайние ячейки пути, на который задается маршрут.
После получения контроля о задании маршрута лампочки ячеек станционного пути и стрелочных участков горят белым светом полосой по заданному маршруту. По мере движения поезда в ячейках стрелочных участков и приемо-отправочного пути загораются красные лампочки при их занятом состоянии; их индикация выключается после освобождения. При занятии поездом приемо-отправочного пути в центральной и крайней ячейках со стороны головы поезда горят красные лампочки, этим фиксируется занятость пути и направление движения поезда. Состояние стрелок на станции контролируется нажатием соответствующей станционной кнопки и кнопки Подсветка.
При отсутствии устройств диспетчерского контроля на перегонах на табло контролируются состояния двух блок-участков перед каждой станцией (блок-участки приближения и удаления), занятие перегона и направление движения поезда по перегону. Если перегоны оборудованы устройствами диспетчерского контроля, то дополнительно имеется индикация о состоянии каждого блок-участка перегонов.
На табло над каждой станцией размещены лампочки контроля работы устройств, относящихся к данной станции: контрольная аварийная, горящая при потере контроля положения стрелки, при перегорании лампы красного огня светофоров и при выключении питания в станционных релейных шкафах; контроля поступления сигналов ТС; контроля положения разъединителей высоковольтной линии в каждой горловине станции; контроля замыкания маршрута по горловинам станции; сезонного и резервного управления; контроля автоматической установки маршрутов.
Передача района станции на местное управление осуществляется после выбора станции нажатием на пульте-манипуляторе соответствующей кнопки местного управления. Правильность выбора района местного управления контролируется на табло красным светом ячеек, ограничивающих район местного управления. После этого нажимают кнопку Пуск местного управления. Аналогичная индикация на табло имеется при переходе на местное управление на самой станции с пульта резервного управления. Для станций с автономным режимом работы на табло имеется контроль состояния приемоотправочных путей, открытого состояния входных и выходных светофоров и получения разрешения на отправление поезда.
Для автоматической записи исполненного графика движения поездов применяют поездограф типа ППР-100, который связан с устройствами диспетчерской централизации и получает данные для записи от контактов контрольных реле. Поездографом управляют с щитка управления в передней части стола пульта-манипулятора. На щитке имеетсй пять кнопок: включения движения механизма перемещения графика, включения печатающих электромагнитов, настройки движения графика (при каждом нажатии передвигает рамку на 0,1 мм), переключения цветов ленты, опробования работы печатающих электромагнитов.
Лента графика по вертикали разделена на часы и минуты.
а по горизонтали нанесены раздельные пункты участка с обозначением контролируемых объектов (участки приближения и удаления, станционные пути) на каждом пункте. Периодичность контроля 1 мин, отметки времени на графике делаются через 2 мин (для четного направления красным цветом,.для нечетного — синим). По отметкам времени диспетчер строит график для каждого поезда, проходящего по участку.
Устройства связи рабочего места диспетчера дают возможность посылки избирательного вызова и ведения переговоров по цепям поездной диспетчерской связи, по служебной связи электромеханика, по каналу поездной радиосвязи, а также возможность выхода в телефонную сеть узла через станцию ЦТС и АТС.
В качестве пульта резервного управления на станциях применяют типовой пульт-табло электрической централизации точечного типа, который размещают в пассажирском здании. Для перехода на резервное управление в пульт необходимо вставить и повернуть специальный ключ, который хранится у начальника станции. При этом исключается центральное диспетчерское управление данной станцией при сохранении зависимостей между стрелками и сигналами и диспетчерского контроля (при исправности кодовых устройств и линии). Работа на пульте резервного управления аналогична действиям дежурного на пульте-табло электрической централизации малых станций.
Маневровая работа на станциях при диспетчерской централизации осуществляется с помощью передачи района станции на местное управление. Маневры можно выполнять с выходом и без выхода на перегон. В первом случае на входном светофоре включается лунно-белый огонь, обращенный в сторону станции, а на перегоне устанавливается направление движения, соответствующее отправлению поезда со станции, осуществляющей маневры. На соседней станции при этом фиксируется занятость перегона.
В районе, переданном на местное управление, маневровой работой управляют с маневровой колонки, в которой при разрешении маневров загорается соответствующая лампочка сначала мигающим, а после восприятия маневров — непрерывным светом. При местном управлении стрелки переводят из путевых коробок у стрелочных приводов специальным ключом, который находится в маневровой колонке. Лицо, ответственное за проведение маневров, должно проверять фактическую свободность стрелочных участков. После окончания маневров ключ вставляют в маневровую колонку, стрелки возвращаются на центральное управление. Пользование местным управлением требует повышенного внимания как со стороны диспетчера и дежурного по станции, так и со стороны лица, выполняющего маневры.
Для разгрузки диспетчера применяют устройства автоматической установки маршрутов АУМ, при включении которых иа станции выполняется заданная последовательность установки маршрутов. При этом маршрут приема устанавливается с момента вступления поезда на второй участок приближения, а маршрут отправления —
с момента появления на пути индикации «головы поезда». Маршруты приема и отправления выбирают по заданной программе. За диспетчером сохраняется право в течение 8 с с момента начала автоматической установки маршрута задать другой маршрут или после окончания автоматической установки маршрута переключить светофор и отменить маршрут. Маршруты отправления устанавливаются автоматически только при автоматической установке маршрута приема.
Надежность действия устройств диспетчерской централизации зависит от правильного и своевременного обслуживания. Периодически в сроки, установленные графиком, в контрольно-измерительных пунктах (КИПах) проверяют кодовые устройства (релейная аппаратура — один раз в год, бесконтактная — один раз в два года). Кроме этого, на центральном посту и на линейных пунктах имеется резервный комплект аппаратуры для внеплановой замены. Периодически следует проверять линейные цепи, измерять уровни сигналов в каналах ТУ и ТС и сопротивление изоляции линейных проводов. Для испытания и регулировки аппаратуры диспетчерской централизации предусмотрены специальные испытательные установки, которыми оборудуют КИПы. В системе «Нева» на центральном посту устанавливают испытательный статив типа ИЦ, который позволяет отыскать повреждение в каналах ТУ и ТС.
В настоящее время в системах диспетчерской централизации на рабочем месте диспетчера устанавливают один или несколько графических электронных дисплеев, с помощью которых диспетчеру выдается вся информация о поездной ситуации на участке, о состоянии перегонов, приемо-отправочных путей и горловин станций, а также о номерах и направлении движения поездов, находящихся на участке и маневровой работе, проводимой на станциях. Работой дисплеев управляет микроЭВМ, получающая исходную информацию от устройств центрального поста.
МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРОК