Аппаратура управления электроприводами

Аппаратура управления электроприводами

Управление электроприводом — это принудительное изменение его состояния, осуществляемое с помощью электроаппаратуры. К аппаратуре электропривода относятся контакторы, реле. контроллеры, различные командоаппараты (кнопки, пульты управления), тормозные электромагниты. резисторы, а также комплексные устройства (реостаты, пускатели, магнитные станции, магнитные усилители, различные блоки на полупроводниках и т. д.).

Контакторы постоянного и переменного тока

Их основным назначением является частая коммутация силовых электрических цепей. Существует множество конструктивных форм контакторов. отличающихся взаиморасположением деталей, величиной, устройством отдельных узлов и т. д. но все эти аппараты состоят из таких же основных элементов и действуют по одному принципу.

Контакторы выпускают сериями. Контакторы данной серии различаются в основном только величиной номинального тока, а следовательно, размерами, но не конструкцией. На судах наиболее распространены контакторы серий КП, КУ и КПМ — постоянного тока, КТ и КТФ — переменного тока и КМ, выпускаемые как для переменного, так и для постоянного тока.

Рассмотрим устройство и принцип действия контактора КПМ-220 (рис. 1). Стальной магнитопровод аппарата состоит из неподвижного Г-образного ярма, привернутого к нему сердечника с полюсным наконечником 2 и поворотного якоря. На сердечник надета втягивающая катушка. Если она обесточена, якорь прижат к упору отключающей пружиной, натяжение которой регулируют винтом. На якоре укреплен главный подвижный контакт 4, соединенный с ярмом гибким проводом. На контакт нажимает пружина контакта 3. К стойке прикреплен главный неподвижный контакт 6. С ним последовательно соединена дугогасительная катушка со своими полюсными наконечниками 10, между которыми вставлена съемная цементно-асбестовая дугогасительная камера (на рисунке камера повернута вверх). Неподвижный контакт 6 снабжен дугогасительным рогом и защитной коронкой. К нижней части якоря прикреплены два изолированных от него подвижных блок-контакта 20 и 21. Против них на шпильках установлены неподвижные блок-контакты 19 и 22. Все неподвижные детали контактора смонтированы на изоляционной плите.

Рис. 1. Контактор постоянного тока типа КПМ-220:

1 — якорь; 2,10 — полюсные наконечники; 3, 4, 6 — контакты; 5 — защитная коронка;

7, 8, 9 — дугогасительные рог, катушка и камера; 11, 14, 17 — выводы; 12 — стойка;

13 — втягивающая катушка; 15 — ярмо; 16 — изоляционная плита; 18 — упор;

19 — 22 — блок-контакты; 23 — пружина; 24 — винт; 25 — гибкий провод

При подаче напряжения на выводы 14 катушки контактора сердечник намагничивается и притягивает к себе якорь. Главные контакты соприкасаются и замыкают коммутируемую цепь тока. От вывода 17 к выводу 11 может пройти ток. Кроме того, замыкаются блок-контакты 21 и 22 и размыкаются контакты 19 и 20. Благодаря этому производятся переключения во вспомогательных цепях.

Магнитопровод контакторов переменного тока выполняют наборным из листовой электротехнической стали, так как под действием переменного тока катушки происходит постоянное перемагничивание магнитопровода, и если бы он был выполнен сплошным (как на постоянном токе), то в нем индуктировались бы большие вихревые токи, вызывающие перегрев магнитопровода и порчу изоляции катушки. Для примера на рис. 2 изображен контактор переменного тока типа КТ.