Сущность закона электромагнитной индукции применительно к электрической машине состоит в том, что при движении проводника в магнитном поле со скоростью v в направлении, перпендикулярном вектору магнитной индукции В. в нем индуцируется ЭДС
где l — активная длина проводника, т. е. часть его общей длины, находящаяся в магнитном поле.
Если же проводник замкнуть, то в этом проводнике появится электрический ток I. В результате взаимодействия этого тока с внешним магнитным полем на проводник начнет действовать электромагнитная сила, которая определяется по закону Ампера
Fэм =
- Классификация электрических машин
- Электромашинные усилители — это электрические машины, применяемые для усиления мощности электрических сигналов.
- Синхронные компенсаторы — это электрические машины, используемые для повышения коэффициента мощности потребителей электроэнергии.
- Индукционные регуляторы — это электрические машины, служащие для регулирования напряжения переменного тока.
- Тахогенераторы — это электрические машины, служащие для преобразования частоты вращения в электрический сигнал.
- Сельсины — это электрические машины, служащие для получения электрических сигналов, пропорциональных углу поворота, вала.
- Бесколлекторные машины — это машины переменного тока — асинхронные и синхронные. Асинхронные машины применяют преимущественно в качестве двигателей, а синхронные — как в качестве двигателей, так и генераторов.
- Коллекторные машины используют главным образом для работы на постоянном токе в качестве генераторов или двигателей.
- Классификация электрических машин
- Преобразование энергий в электрических машинах
- Механическая мощность электрической машины — произведение момента М на валу машины на угловую скорость вращения этого вала w. Pмех =M·w
- Электрическая мощность — произведение напряжения на клеммах машины U на силу тока I. подводимого к машине или отбираемого от нее: Pэл =U·I·cosφ
- Характеристики электрических машин
- Основные характеристики электрических генераторов
Внешняя характеристика — зависимость напряжения на выходе генератора от тока нагрузки U = f(I) при неизменных токе возбуждения и частоте вращения (Iв = const и n = const );
Характеристика холостого хода — зависимость напряжения на выходе генератора оттока возбуждения U = f(Iв ) в режиме холостого хода и неизменной частоте вращения (I = 0 и n = const );
Регулировочная характеристика — зависимость тока возбуждения от тока нагрузки Iв =f(I) при неизменных частоте вращения и напряжении на выходе генератора (U = const и n = const ).
- Основными характеристиками электрических двигателей являются:
Механическая характеристика — зависимость частоты вращения от момента нагрузки на валу двигателя (статического момента сопротивления рабочего механизма) n = f(М) при неизменных значениях напряжения питания двигателя, тока возбуждения, сопротивления в цепи рабочей обмотки (обмотки статора и ротора или обмотки якоря), или для асинхронных двигателей зависимость момента на валу от скольжения M = f(s). при неизменных значениях напряжения питания U и сопротивлений в цепях обмоток статора и ротора;
Электромеханическая характеристика — зависимость частоты вращения от тока нагрузки n = f(I) при неизменных значениях напряжения U и сопротивлений в цепях обмоток статора и ротора;
Регулировочная характеристика — зависимость частоты вращения от регулирующего параметра: тока возбуждения или напряжения питания;
Рабочие характеристики — зависимость КПД η. коэффициента мощности cosφ. рабочего тока I. частоты вращения n от нагрузки двигателя (полезной мощности) P2 .
Основные параметры
- Номинальные данные электрических машин
- Номинальный режим работы электрической машины — это режим работы, при котором значения каждого из параметров равно номинальному.
- Номинальные условия применения — условия, установленные в стандарте или технических условиях на данный конкретный тип машины, при которых эта машина должна иметь номинальную частоту вращения.
- Номинальные данные электрической машины — это совокупность числовых значений электрических и механических параметров, обусловленных изготовителем, которым удовлетворяет электрическая машина в заданных условиях эксплуатации.
Такими данными являются: номинальная мощность (кВт или кВ·А), номинальное напряжение (В), номинальный ток (А), номинальная частота вращения (об/мин), номинальные КПД (%), коэффициент мощности, частота переменного тока (Гц), число фаз, режим работы машины [длительный, кратковременный, повторно-кратковременный либо другой].
где n2ном — номинальная частота вращения вала.
где m1 — число фаз, для трехфазной системы m1 = 3 ;
U1ном — номинальное (фазное) напряжение на выводах обмотки статора;
I1ном — номинальный (фазный) ток статора;
cosφ1ном — номинальное значение коэффициента мощности.
Номинальное напряжение трехфазных машин — это линейное напряжение, то есть напряжение между фазами подключенной к машине сети.
Номинальное напряжение ротора асинхронного двигателя с трехфазной обмоткой — это напряжение на выводах разомкнутой обмотки ротора (напряжение на контактных кольцах) при неподвижном роторе и включенной на номинальное напряжение обмотке статора.
Номинальное напряжением двухфазной обмотки ротора — это наибольшее из напряжений между контактными кольцами.
Номинальное напряжением возбудительной системы машины с независимым возбуждением — это номинальное напряжение того независимого источника, от которого получается возбуждение.
Номинальное напряжение возбуждения — напряжение на выводах (или контактных кольцах) обмотки возбуждения с учетом падения напряжения под щетками при питании ее номинальным током возбуждения, когда активное сопротивление приведено к расчетной рабочей температуре, при работе машины в номинальном режиме с номинальными мощностью, напряжением и частотой вращения.
для генераторов — отношение активной электрической мощности, отдаваемой в сеть, к затрачиваемой механической мощности;
для двигателей — отношение полезной механической мощности на валу к активной подводимой электрической мощности.
Номинальный КПД — это указанное отношение мощностей при работе машины с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.
для генераторов — это отношение отдаваемой активной электрической мощности, Вт, к полной отдаваемой электрической мощности, В·А;
для двигателей — это отношение активной потребляемой электрической мощности, Вт, к полной потребляемой электрической мощности, В·А.
Номинальный коэффициент мощности электрической машины — это указанное отношение мощностей при работе машины в номинальном режиме, с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.
- Основные определения, относящиеся к условиям работы машины и ее характеристикам
- Нагрузка — мощность, которую развивает электрическая машина в данный момент времени.
Нагрузка может быть выражена в единицах активной или полной мощности (Вт, или В·А) либо в долях номинальной мощности. Она также выражается током, потребляемым или отдаваемым электрической машиной, А, либо в процентах или долях номинального тока.
Номинальная нагрузка — это нагрузка, равная номинальной мощности машины.
- Практически неизменная нагрузка — это нагрузка, при которой отклонение тока и напряжения якоря и мощности машины от значений, соответствующих заданному режиму, составляет не более 3%, тока возбуждения и частоты — не более 1 %.
- Практически симметричная трехфазная система напряжений — это трехфазная система напряжений, в которой напряжение обратной последовательности не превышает 1 % напряжения прямой последовательности при разложении данной трехфазной системы на системы прямой и обратной последовательностей.
- Практически симметричная система токов — это трехфазная система, для которой ток обратной последовательности не превышает 5% тока прямой последовательности.
- Начальный пусковой ток электродвигателя — это установившийся ток в обмотке электродвигателя при неподвижном роторе, номинальном подведенном напряжении и номинальной частоте, при соединении обмоток машины, соответствующем номинальным условиям работы двигателя.
- Начальный пусковой момент электродвигателя — это вращающий момент электродвигателя, развиваемый при неподвижном роторе, установившемся токе, номинальном подведенном напряжении, номинальной частоте и соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы двигателя.
- Максимальный вращающий момент электродвигателя переменного тока — это наибольший момент вращения, развиваемый двигателем в установившемся режиме при номинальных напряжении и частоте, при соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы, и (для синхронных двигателей) при номинальном токе возбуждения.
- Минимальный вращающий момент асинхронного двигателя — это наименьший вращающий момент, развиваемый асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором в процессе разгона от неподвижного состояния до частоты вращения, соответствующей максимальному моменту при номинальных напряжении и частоте, при соединении обмоток, соответствующем номинальным условиям работы двигателя или пусковому режиму (для однофазных двигателей с пусковой обмоткой).
- Критическое скольжение асинхронной машины — это скольжение, при котором асинхронная машина развивает максимальный вращающий момент.
- Номинальное изменение напряжения электрических генераторов — это изменение напряжения на выводах генератора, работающего на автономную сеть с неизменной и равной номинальной частотой вращения при изменении его нагрузки от номинальной до холостого хода. Для генераторов с независимым возбуждением, кроме того, — при сохранении номинального тока возбуждения, а для генераторов с самовозбуждением — при неизменном сопротивлении всей цепи обмотки возбуждения. Номинальное изменение напряжения выражают в процентах или в долях номинального напряжения генератора.
- Номинальное изменение частоты вращения электродвигателя — это изменение частоты вращения двигателя, работающего при номинальном напряжении на его выводах и номинальной частоте тока, при изменении нагрузки от номинальной до нулевой, а для двигателей, не допускающих нулевой нагрузки, — от номинальной до ¼ номинальной. Номинальное изменение частоты вращения выражают в процентах или в долях номинальной частоты вращения.
Надежность электрических машин
- Основные понятия, имеющие важное значение для электрических машин
- Надежность — это свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и в условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.[ГОСТ 27.002-83].
- Безотказность — это свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки.
- Долговечность — это свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.
- Ремонтопригодность — это свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
- Сохраняемость — это свойство объекта сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.
- Отказ — это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта, то есть в переходе в неработоспособное состояние.
- Показатели надежности электрических машин
- Вероятность безотказной работы P(t) — это вероятность того, что случайная величина Т — наработка до отказа — будет не меньше заданной: P(t) = P
. - Вероятность безотказной работы объекта за время t — это вероятность того, что в пределах заданной наработки не возникнет отказа объекта, то есть вероятность Р(t1. t2 ) безотказной работы в интервале наработки t1. t2. Она равна отношению вероятностей безотказной работы в начале и конце интервала.
- Вероятность безотказной работы — это, статистически, отношение числа объектов, безотказно проработавших до момента t. к числу объектов, работоспособных в начальный момент времени:
где N — число объектов в момент начала наблюдений или испытаний;
n(t) — число объектов, отказавших за время t .
- Вероятность отказа объекта :
- Плотность распределения наработки до отказа :
- Интенсивность отказов λ(t) — это условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник: При λ(t) = λ = const, P(t)=e -λt .
- Статистически интенсивность отказов определяют следующим образом:
где — среднее число объектов, исправно работающих в интервале ;
— число работоспособных объектов в начале и конце интервала ;
— число отказавших объектов в интервале .
- Средняя наработка на отказ — это математическое ожидание наработки объекта до отказа (является одним из показателей безотказности). На практике используется следующая оценка средней наработки до отказа:
где — наработка до отказа i — го объекта;
— число объектов.
- Средний ресурс — это математическое ожидание ресурса.
- Ресурс — это наработка объекта от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.
- Средний срок службы — это математическое ожидание срока службы.
- Срок службы — это календарная продолжительность от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта определенного вида до перехода в предельное состояние.
- Коэффициент готовности (один из комплексных показателей надежности):
где T0 — средняя наработка на отказ;
Tв — среднее время восстановления.
- Период приработки — это период, когда при испытаниях или на начальной стадии эксплуатации происходит выявление и отбраковка конструктивных и производственных недостатков. Для ответственных электрических машин период приработки проходит непосредственно на заводе-изготовителе.
- Вероятность отказов за время t (в период приработки) описывается законом Вейбулла: где — параметры.
- Распределение наработки до отказа (в период эксплуатации, когда интенсивность отказов падает и остается примерно постоянной) описывается показательным законом. При этом функция плотности распределения:
Вероятность безотказной работы описывает формула:
При постоянной интенсивности отказов средняя наработка на отказ равна:
- С некоторого момента времени элементы и узлы электрической машины начинают отказывать чаще, это связано с их старением и износом (отмечается существенное нарушение свойств изоляции, уменьшение ее электрической прочности, износ тел качения подшипников, изменение структуры смазки, износ коллектора и изменение структуры материала коллекторных пластин, повышение вибраций).
Распределение наработки на отказ по причине изнашивания и старения описывают с помощью нормального закона.
Плотность усеченного нормального распределения определяется из выражения:
где — нормирующий множитель;
— функция нормального определения:
где — математическое ожидание;
— среднеквадратичное отклонение.
Величина определяется с помощью нормированной функции Лапласса :
где — интервалы ограничения средней наработки до отказа.
О прогнозировании остаточного ресурса оборудования, читайте здесь .
Причины отказов электрических машин
- Основные причины выхода из строя асинхронных двигателей
- Неудовлетворительная эксплуатация.
- Несовершенная защита или отсутствие ее (при защите двигателей плавкими предохранителями электродвигатели отказывают из-за работы на двух фазах).
- Несоответствие конструктивного исполнения двигателей условиям эксплуатации.
- Неправильный выбор двигателя по мощности.
- Некачественное изготовление, отказы по вине заводов-изготовителей.
Порядок выявления скрытых дефектов оборудования описан здесь .
- Основные причины выхода из строя синхронных машин
- Одна из основных причин отказов синхронных машин — это заводские дефекты.
Для оценки эксплуатационной надежности синхронных генераторов широко применяют показатель удельная повреждаемость. Это удельное число аварийных отключений, которое измеряется средним числом повреждений на одну машину в год и выражается в процентах.
Большинство повреждений относится к обмотке статора, основным местом повреждений изоляции обмоток статора является пазовая часть обмотки, пробой которой составляет примерно 50% всех пробоев обмоток статора. На процесс изменения и разрушения изоляции оказывают влияние повышенные механические усилия при переходных процессах, вибрация, перенапряжения, перегрузки по току. В процессе изготовления могут появиться участки с пониженной электрической прочностью. Это связано с изготовлением стержней обмоток с размерами, выходящими за пределы допуска, что приводит к повреждению изоляции при укладке обмотки в пазы. В процессе изготовления возможно попадание на поверхность изоляции ферромагнитных частиц, вибрация которых в магнитном поле приводит к постепенному разрушению изоляции.
- Лобовые части обмоток крупных электрических машин наибольшей опасности подвергаются при переходных процессах. Большие ударные токи могут вызвать разрывы бандажей, деформацию частей обмотки, появление трещин и вмятин в изоляции. В процессе эксплуатации синхронных генераторов отмечаются также пробои изоляции вследствие попадания в нее масла и влаги.
- Среди повреждений активной стали наиболее частыми являются ослабление запрессовки, расшатывание сердечника стали под действием вибрационных и магнитных сил, повреждение изоляционной пленки на поверхности листов.
- На подвижных частях машины частые повреждения наблюдаются на бандажных узлах; эти повреждения вызываются действием центробежных сил, деформациями вала и усилиями горячих посадок на вал.
- Под действием температуры происходит перемещение обмотки ротора, деформация проводников обмотки. Возможно также перекрытие каналов охлаждения и снижение сопротивления изоляции при попадании влаги, масла и пыли на обмотку.
- Характерными повреждениями и нарушениями в работе подшипниковых узлов крупных синхронных машин являются выплавление баббита, повреждение вкладышей и цапф подшипниковыми токами. Выплавление баббита обычно происходит при нарушении работы системы маслоснабжения. Наиболее распространенной неисправностью подшипников является вытекание масла. Подшипниковые токи возникают из-за несимметрии в магнитной системе, обусловленной неравномерным зазором, наличием осевых каналов, несимметричным размещением сегментов активной стали. Замыкание обмотки ротора на корпус также приводит к появлению подшипниковых токов.
- В гидрогенераторах наиболее характерными отказами механических узлов являются отказы подшипников, вызываемые неравномерными нагрузками. Как показывает статистика наблюдений, износ подпятников наступает через 4—5 лет.
- Для обеспечения надежности крупных синхронных машин большое внимание уделяется контактно-щеточной системе и возбудителям. Число отказов возбудителей иногда превышает число отказов обмоток ротора и статора.
- Основные причины выхода из строя машин постоянного тока
- Данные о причинах выхода из строя в период эксплуатации электрических машин постоянного тока показывают, что большинство аварий происходит по вине обслуживающего персонала, который не всегда обеспечивает необходимый уход и качественное выполнение текущего ремонта.
- Конструкционные недостатки. Так, у двигателей прокатных станов основные отказы обусловлены повреждениями коллектора, что вызвано неблагоприятной коммутацией при peгулярных кратковременных перегрузках.
- Наиболее частыми повреждениями возбудителей синхронных генераторов являются повреждения бандажей обмотки якоря, нарушения пайки петушков и износ коллектора. При этом надежность коллекторно-щеточного узла во многом зависит от мощности возбудителя.
- В тяговых двигателях одной из частых причин отказов в работе является возникновение кругового огня на коллекторе. Это вызвано условиями эксплуатации (буксование колесных пар), невысоким качеством выпрямленного питающего напряжения, повышенными ударными и вибрационными нагрузками. О причинах и способах устранения искрения щеток, читайте здесь .
- Повреждения обмоток якорей машин постоянного тока проявляются в пробое корпусной изоляции между пакетом стали якоря и обмоткой и пробое изоляции между витками. В крупных машинах постоянного тока проявляются в пробое корпусной изоляции между пакетом стали якоря и обмоткой и пробое изоляции между витками.
- В крупных машинах постоянного тока повреждения проявляются в распайке соединительных петушков коллекторных пластин с обмоткой и в разрушении проволочных бандажей.
- Отказы механических узлов машин постоянного тока определяются в основном состоянием шеек вала и подшипников качения и скольжения. Повреждения подшипников скольжения и шеек вала выражаются в виде износа вкладышей в гнездах подшипников, вытекания смазки из подшипников при. их неисправностях, нарушения работы смазочных колец в подшипниках.
Вибрация и шумы электрических машин
- Источники вибрации и шума электрических машин
- Магнитные источники вибрации связаны с высшими пространственными гармоническими, которые обусловлены наличием зубцов на статоре и роторе, несимметрией и несинусоидальностью напряжения питания, эксцентриситетом воздушного зазора, несинусоидальным распределением МДС обмотки и целым рядом других причин.
- Механические источники вибрации — это небаланс ротора, несоосность и перекос посадочных мест подшипника, отклонения в форме их колен и разброс размеров сепаратора, тепловая деформация ротора, прогиб вала, погрешности коллекторного узла и др.
- Аэродинамические источники связаны с вентилятором и другими расположенными на роторе деталями.
Силы магнитною происхождения в свою очередь делятся в зависимости от направления действия на аксиальные, тангенциальные и радиальные. Эти силы наиболее выражены в диапазоне частот 100—4000 Гц, в котором человеческое ухо обладает повышенной чувствительностью к шуму.
где — радиальная вибровозмущающая сила;
— индукция;
— пространственная координата;
— время.
В воздушном зазоре электрической машины индукция магнитного поля может быть представлена суммой основной гармоники В1 и высших гармоник порядка i. обусловленных различными причинами j
- Способы снижения уровня шума электрических машин
- Снижение уровня шума и вибрации может быть достигнуто применением подшипников скольжения, которые обеспечивают достаточную бесшумность работы и повышенную вибростойкость.
- Демпфирующее действие на вибрацию и шум электрической машины, вызванные колебаниями подшипникового узла, оказывает смазка подшипников. Выбор смазки производится с учетом частоты вращения, рабочей температуры узлов, нагрузки и характера окружающей среды. Правильный выбор смазки обеспечивает снижение критической частоты, рассчитанной для ротора на жестких подшипниках, и демпфирование виброперемещения ротора.
- Устойчивость движения шейки вала на масляной пленке смазки можно повысить увеличением на нее нагрузки. Для этого целесообразно применять вкладыши специальной конструкции, которые позволяют повысить устойчивость движения шейки вала и достигнуть более точного центрирования оси последней.
- В машинах с малонагружепными быстроходными роторами, имеющих широкий диапазон рабочей частоты вращения, целесообразно применять подшипники скольжения с самоустанавливающимися сегментами, которые под действием гидродинамического давления в масляном канале занимают оптимальное положение.
- Улучшение виброакустических характеристик электрических машин может быть достигнуто применением осевого натяга с помощью пружинных шайб.
- Снижению уровня вибрации способствует и установка подшипников качения во вкладыши из прессованного медного волокна определенной пористости. С помощью таких опор удается отстроиться от резонанса системы «ротор — корпус — основание» и понизить уровень вибраций на средних и высоких частотах до 12 дБ.
Нагревание электрических машин
- Если нагрев происходит равномерно по всему объему машины, а рассеивание теплоты происходит равномерно со всей ее поверхности, то уравнение теплового баланса имеет вид.
где — количество теплоты, выделяемой в машине в единицу времени.
— суммарные потери мощности в двигателе, Вт; — количество теплоты, расходуемой на нагревание машины;
— масса нагреваемого двигателя;
— удельная теплоемкость материала машины, т. е. количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг этого материала на 1°C;
— превышение температуры нагрева машины над температурой окружающей среды;
— количество теплоты, рассеиваемой с поверхности машины в окружающее пространство в единицу времени;
— коэффициент теплового рассеяния, т. е. количество теплоты, рассеиваемой с единицы поверхности двигателя в 1 секунду при превышении температуры на 1°C.
где
где
— температура нагрева в начальный период работы машины (не отличается от температуры окружающей среды), °C;
— установившаяся температура нагрева машины, °C.
Установившаяся температура перегрева определяется только количеством теплоты. выделяемым в единицу времени, которое эквивалентно мощности потерь ;
Установившаяся температура перегрева обратно пропорциональна площади охлаждаемой поверхности и коэффициенту теплового рассеяния. т. е. зависит от интенсивности охлаждения машины.
Класс нагревостойкости.
Предельно допустимая температура.