Личность как выражение человеческой целостности была описана К. Г. Юнгом как идеал для взрослого, чья сознательная реализация через индивидуацию, является конечной целью человеческого развития во второй половине жизни.
Школа — не что иное, как средство целенаправленной поддержки процесса формирования сознания. Таким образом, культура — это наивысшая степень осознания, сознания.
Психология раньше считалась философской дисциплиной, но сегодня это естествознание, и ее предмет — не продукт духа, а естественное, психическое явление. В этом качестве он принадлежит к элементарным явлениям органической природы, которая, в свою очередь, опять же, в отличие от неорганической природы, образует другую половину нашего мира.
Духовность не имеет ничего общего с верой или надеждой. Это связано с поиском и познанием внутренних причин вещей, тайн, скрывающих реальность. Духовный — это человек, который все глубоко изучает, мудрец, для которого материальный мир является лишь иллюзией.
Соответственно, духовное развитие человека укоренено где-то за пределами видимого и достигается только тогда, когда человек способен проникнуть в основной инструмент обычного знания. А это человеческий разум.
Есть два способа учиться. Первый и самый простой — горизонтальный. Он исследует связи между вещами, накапливает знания о деталях, и поиск распространяется, как пятно чернил или масла. Второй и более сложный путь — вертикальный. В нем человек достигает высот знания, откуда все видится во всей своей полноте, а затем спускается в глубины сущности и причин, ища корень, придающий смысл всему. Только тех, кто обучен и самоучился в соответствии со второй моделью, можно считать — и это правильно — духовными.